С воцарением сумерек крохотный перекресток на задворках Мумбаи вскипает жизнью. В магазинчиках допоздна продают зелень и фрукты; из парикмахерской, заполненной сплошь мужчинами, льется раскатистый смех; подворотни взирают глазами бездомных псов, а редкие фонари усыпают асфальт бисером света. И вокруг этого многообразия витает пряный аромат еды.

Этот город усеян мириадами пересекающихся дорог, которые ведут из ниоткуда прямиком в никуда. Каждый, кто по неосторожности ступил на них, норовит раствориться в вечности. Матери с младенцами на руках, восседающие на багажниках повесы, играющие в мяч дети и их утомленные родители. Пропади электричество лишь на миг, и всю эту ватагу навечно проглотит мрак.

После восхода солнца мало что меняется. Небоскребы и их поросль, что гордо сияли ночью, с растерянным видом врезаются в синеву неба, а отдельные улицы все также полны спешащих людей. Только кошки нежатся в тени деревьев и с ленцой оглядываются по сторонам. Мумбаи некогда спать, и все же он закрывает необъятные глаза именно днем.

Рецензия на фильм «Все, что нам кажется светом». Deaddinos - изображение 1

Пока город тщетно пытается задремать, Прабха покидает тесную квартиру, чтобы принести обществу немного пользы. Она работает медсестрой в госпитале, где присматривает за капризными пациентами и ассистирует во время операций. Хотя в честь подобного труда редко слагают легенды, женщина посвящает ему почти все свободное время, поэтому домой возвращается с приходом темноты.

Много лет назад, в которые легко уместить целую жизнь, Прабха подчинилась воле родителей и позволила им устроить свой брак. Молодой человек, которого девушка раньше не видела даже краешком глаза, стал ее верным мужем на целых четыре дня. А по их истечении отправился на заработки в Германию, откуда изредка звонил, пока не пропал окончательно.

Последующие годы прошли в ожидании. Сначала главная героиня мечтала о скорейшем возвращении супруга, потом о получении рукописных писем, а в итоге счастливое будущее увяло до редких телефонных звонков. Но и это не было пределом, ведь однажды Прабха не нашла в собственном сердце ничего, кроме пепла от костра, когда-то излучавшего свет.

Ее противоположностью выступает молодая девушка с задорным блеском в глазах, с которой Прабха делит не только скромное жилье, но и работу. В отличие от старшей подруги, Ану не готова выйти замуж за незнакомца — она планирует отстаивать свободу до последнего, даже если для этого придется оборвать связь с любимыми родителями или прослыть легкодоступной.

Ану отчаянно всматривается во тьму, по неосторожности касаясь ее прядями волос. Она не просто встречается с молодым человеком иной веры, но и хочет отдать ему сердце и тело еще до замужества. Для страны, в которой тысячелетиями сжигают тела усопших прямо на берегу Ганга, способного подарить жизнь целому региону или обречь его на гибель, подобная своенравность непозволительна.

Рецензия на фильм «Все, что нам кажется светом». Deaddinos - изображение 2

Несмотря на различие во взглядах, главные героини предстают в статусе заложниц. Если Прабха олицетворяет покорный свет, следование за которым привело ее к затворничеству и бесконечному ожиданию чуда, то Ану воспевает мрак вседозволенности и свободолюбивого упрямства. И все же они обе зависят от мнения как близких, так и всего общества.

Тем временем окружающий их город напоминает не то клетку, не то бетонный муравейник. Мумбаи, для которого не существует понятия личности, видит в людях лишь перья пыли, укрывшиеся в уголках обочин. И пока Прабха покорно следует его воле, изредка всматриваясь в горизонт сквозь прутья, Ану нашла между ними широкий прогал и охотно подставляет руки прохладному дождю.

Картина «Все, что нам кажется светом» превращает мегаполис из нагромождения объектов, лишенных души, в средоточие взглядов на мир и саму жизнь. Пока одни полагаются на свободу воли и стремятся утолить собственные желания, другие руководствуются чужим мнением и делают все, чтобы не нарушить многовековые устои.

Рецензия на фильм «Все, что нам кажется светом». Deaddinos - изображение 3

Прабха годами слепо верила, что ее покорность и почитание традиций приведут к желанному свету. Но ослепительные лучи лишь ранили ее некогда незамутненный взгляд и обожгли нежную кожу. Оказалось, что следование чужой воле и нежелание перечить целому городу, возможно, и уберегут от мрака, но и к счастью не приблизят.

Если в «Партенопе» (см. наш текст) Паоло Соррентино сделал главную героиню закономерным продолжением Неаполя, словно лепестки, коронующие стебель розы, то Прабха и Ану вступают в прямой конфликт с Мумбаи. Сосредоточенная в нем воля многомиллионной коммуны оборачивается липкой паутиной на пути к банальному умиротворению.

Однажды Мумбаи закроет глаза и провалится в сон, о котором мечтал с самого рождения. Тогда барьеры падут, чужое мнение утратит всякую ценность, а безымянные перекрестки проложат путь к счастью брошенных жен и молодых особ, ищущих чего-то нового. И часть горожан заметят непривычное отсутствие бетонного надзирателя и осознают противоречивую истину — не все то мрак, что не излучает слепящего света.

Юрий Ягупов
Косматый бронтозавр