Мужчина лет пятидесяти заходит в свой гостиничный номер. Сквозь прогал меж штор пробивается ломтик солнца, под ногами убаюкивающе шуршит ковролин, а тусклые светильники создают уютную атмосферу. После звонка жене, который сопровождают милые нежности и смешки, постоялец ложится на кровать и распахивает спортивную газету.

За чтением он не замечает, как отворяется дверь в ванную. Сначала из тьмы выглядывает пистолет с глушителем — замерев на мгновение, он будто осматривается по сторонам, после чего приглашает в комнату господина с невообразимо напряженным лицом. Укротитель пистолетов приближается к кровати, уверенно вскидывает руку и стреляет.

Рецензия на сериал «Барри». Deaddinos - изображение 1

Первая пуля впивается в грудь и, оставив в сердце непредусмотренный природой проем, оседает в матрасе. Вторая проходит сквозь плоть и добирается до деревянного изголовья. Когда убийца готовится сделать контрольный выстрел, на улице хлопает фейерверк — рука дергается, и пуля разрывает артерию. Кровь разлетается по всей комнате, орошая белоснежный потолок, шторы и напряженное лицо.

Незадачливый герой бросает пистолет, чтобы протереть глаза, но, когда у него ничего не выходит, он начинает сквернословить и колотить кровать, из-за чего покойник неестественно колышется, а бьющий из шеи фонтан все обильнее покрывает номер кровью. Тем временем постоялица, расположившаяся этажом выше, решает ответить на шум стуком по батарее и громогласной руганью. Бесшумное убийство оказывается не таким уж бесшумным.

Еще пару лет назад Барри не вспылил бы в подобной ситуации, но в последнее время ему все сложнее сохранять невозмутимость. Раньше он искренне верил, что убивает только плохих людей, до которых не может добраться заслуженная кара. Теперь же его гложут сомнения, а кромешное одиночество и игра в приставку в ожидании нового заказа явно не способствуют душевному равновесию.

К началу сериала «Барри» его главный герой подходит в полном раздрае — еще чуть-чуть и он либо пустит пулю себе в голову, либо так напортачит во время очередного заказа, что на него обрушится не скрежет батареи, а отряд полиции. Но владельцу напряженного лица удивительно везет, и его следующей целью становится актер из Лос-Анджелеса.

Благодаря этому Барри попадает в новый мир, в котором правит искусство, и у каждого причастного, даже напрочь лишенного таланта, есть осязаемая цель — стать настоящим оплачиваемым артистом. В этот миг крайне эффективный убийца понимает, что его может спасти только сцена. Однажды он уже испытал подобное озарение, когда убил на войне первого иракца.

Рецензия на сериал «Барри». Deaddinos - изображение 2

Нынешняя жизнь Барри представляет собой круговорот одиночества и насилия, из которого нет простого выхода. Ровно об этом повествует драма «Тихий садовник» (см. наш текст) — о принятии и прощении самого себя человеком, разрушившем множество судеб. Но если Пол Шредер ищет свет в конце тоннеля, то создатели «Барри» переворачивают все с ног на голову.

После попытки новоиспеченного Гамлета изменить собственную жизнь — забыв об убийствах, заведя друзей и, возможно, даже избавившись от ПТСР, — его окружают новые знакомства. И каждый из этих героев, непосредственно влияющих на повествование, отличается недюжинным обаянием.

«А когда минет время, и ты заметишь, что твое имя в ходу у людей, — не принимай его серьезнее прочего, что сходит с их уст. Реши — оно износилось. Сбрось его. Смени на другое, любое, каким Господь сможет окликнуть тебя в ночи. И таи ото всех»
— «Записки Мальте Лауридса Бригге», Райнер Мария Рильке

Более того, они, словно сговорившись, проживают турбулентные времена, когда знакомые парадигмы перестали работать, а новые никак не обретут форму. Так что ими движут благие намерения и стремление к личному счастью. Подвох в том, что в глубине души они безжалостны и парадоксально эгоистичны — под стать самому Барри.

Рецензия на сериал «Барри». Deaddinos - изображение 3

На первых порах жертва никому не нужной войны вызывает сочувствие, правда вскоре становится очевидно, что напряжение на его лице вызвано не столько внутренними переживаниями, сколько полным отсутствием моральных ориентиров. В определенном смысле Барри больше похож на маньяка, который обрел новую манию, нежели на страдающую жертву обстоятельств.

Если раньше он самозабвенно убивал, потому что видел в этом предназначение, то теперь позарился на мирную жизнь, вот только методов для достижения гармонии не изменил. Главный инструмент Барри — прежняя жестокость. Эта деталь превращает, казалось бы, битого жизнью героя, что тянется к свету, в абсолютное зло.

Но Барри не одинок в своей бескомпромиссности. Каждый близкий ему персонаж, пусть и в меньшей степени, все же заслуживает той боли и разочарования, которые обступают их. Именно это делает «Барри» особенным сериалом. Ведь даже в Тони Сопрано было больше человечности и сострадания, чем в наемном убийце, меняющим одну крайность на другую, и его озлобленных товарищах.

С одной стороны, «Барри» повествует о людях, что ищут счастья и взаимопонимания с окружающим миром, с другой — о тех, кто не осязает границ дозволенного и ставит собственный комфорт выше чужой жизни. Этот контраст превращает зачастую забавную и несуразную историю в монументальный гобелен, запечатлевший становление зла почти библейского масштаба. Зла, которое может рассчитывать лишь на забвение.

Юрий Ягупов
Косматый бронтозавр