Сотни маргиналов, калек и простых безумцев в странном трансе стекаются в пустыню на юге Марокко. Их влечет музыка, что не имеет ни мелодии, ни смысла, но тяжелыми ударами способна достучаться до самого нутра. Здесь они находят забвение в пляске смерти, которая унесет от бренных проблем на те несколько дней, что продлится рейв.

Однако среди наспех сколоченных автобусов, на которых приехали мигранты из всей Европы ради безрассудного удовольствия и неутихающего техно, виднеется грузовик, отчетливо выделяющийся на общем фоне. В нем ютятся старик по имени Луис, его юный сын и собачка, напуганная шумной вакханалией. По их виду сразу понятно — они здесь чужаки.

Рецензия на фильм «Сират». Deaddinos - изображение 1

Луис бродит между машинами приезжих и показывает мятую фотографию дочери, что сбежала в надежде попасть на фестиваль. Шансов найти девушку среди барханов чужой страны немного, ведь хлипкий автобус явно не предназначен для пересеченной местности. А на руках у мужчины еще и сынишка, которому явно нравится окружающее безобразие.

После того, как военный рейд сгоняет тусовщиков с насиженного места, пара машин отправляется вглубь пустыни, на границу с Мавританией. По легендам там пройдет более тяжелый и мощный рейв, ведь дорога к нему равносильна семи кругам ада. Но пятерых безрассудных фриков и отчаявшегося отца не страшат ни перспектива воочию узреть дьявола, ни новости о грядущей мировой войне.

Безжизненная марокканская пустошь — это не только бесконечные пески и отвесные скалы. Мертвый покой здешних мест охраняют минные поля времен борьбы Западной Сахары за независимость. Но пред взором измученного поисками старика маячит мираж — надежда снова увидеть дочь, для чего всего лишь необходимо пересечь преисподнюю.

Сират — это мифический мост между адом и раем, по которому должны пройти души умерших, балансируя над пропастью. Именно таким испытанием веры и духа изобразил дорогу главных героев режиссер Оливье Лаше. При этом каждый подходит к мосту по-своему — кто-то с закрытыми глазами, полагаясь на музыкальные ритмы вселенной, а кто-то с любовью в сердце, что выведет из любой тьмы.

Правда, чтобы преодолеть чистилище Сахары нужно нечто большее, чем ржавый автобус и компания галлюцинирующих рейверов в качестве проводников. Более того, судя по скрежету радио, цивилизацию накрывает неназванная катастрофа, и уже не разобрать, существует ли мир, в который можно вернуться с семьей или в щемящем одиночестве.

Картина «Сират» обрушивает на главного героя апокалиптический мир, в котором пустыню бороздят грузовики военных, а по пути встречаются исключительно калеки и безумцы. Луису, путешествующему по песчаным кругам ада, предстоит пройти испытания стихией, смертью, человеческой жестокостью, пережить трагедии и потерять все. И даже это не гарантирует положительного исхода.

Рецензия на фильм «Сират». Deaddinos - изображение 2

Неожиданной помощью оказываются попутчики — шайка оборванцев, непонятно для чего отправившихся на верную смерть. Они, словно первобытное племя, устраивают шумные пляски посреди преисподней, чтобы то ли отогнать злых духов, то ли войти в ритм жестокого края. Возможно, кроме этих людей в мире никого не осталось, но даже если это не так, то проживают свое краткое время они именно с таким настроем.

Низкие басы огромных колонок смешиваются с воем ветра из глубин Сахары и взрывами далекой войны. Транс переносит бродяг из африканской страны, не дающей шанса на выживание, в Сират, где уже от самого человека зависит, удержится ли он от падения в бездну. Благодаря какофоническому шуму картина Оливье Лаше стирает границы между жизнью и смертью, адом и раем, личностью и надеждой на выживание.

Рецензия на фильм «Сират». Deaddinos - изображение 3

Главные герои тонут в бескрайних песках Сахары и висят над пропастью на узких горных дорогах, пытаясь коснуться непостижимого африканского заката. Медитативность «Сирата» выстроена на ритмическом бите, шуме стихии и зернистой видеопленке. Но усыпляющий темп обманчив, так как чудовищная жестокость, непримиримая и ничем не объяснимая, поджидает за каждым барханом.

Трудно сказать, что ищут главные герои в краю, где нельзя отыскать ничего, кроме собственной смерти. Возможно, это лишь попытка бежать от себя или мира, погрязшего в очередном глобальном кризисе. Или отчаянный поиск единения с теми, кто не вписывается в рамки привычного общества. Но однажды всех рассудит горячий песок, что обжигает ноги и хранит мины, а вперед пропускает только по-настоящему чистых душой.

Кирилл Ушаков
Медлительный диплодок