На склоне лет Тальма осталась совсем одна — муж умер, а родные давно разъехалась, «кто в город, кто за океан». Дом, хозяйство да клочок земли, обнесенный невысоким забором — все, что у нее осталось. К тому же некогда людная деревня совсем опустела, и потому навещает старушку лишь пожилой торговец, который приносит письма и вещи для обмена. Телевизора, как и радио, у Тальмы нет. Зато есть телефон, правда, он давно не работает. Только письма помогают поддерживать связь с близкими, а заодно и с остальным миром, который вот-вот погибнет.

Как стоит провести дни, не догадываясь, что им суждено стать последними? И что в жизни по-настоящему важно? Эти вопросы лежат в основе «The Stillness of the Wind» — игре малоизвестного художника Кояна Карданеса. Впрочем, впервые он затронул эти темы еще в сентябре 2017-ого в своем бесплатном проекте «Where The Goats Are».

Рецензия на игру «The Stillness of the Wind». Deaddinos - изображение 1

Тогда игру тепло встретили как критики, так и игроки, которым приглянулись графический минимализм, медитативный игровой процесс и удручающая атмосфера. По сути, «Where The Goats Are» представляла собой не полноценную игру, а интерактивную притчу об одиночестве и смирении. Эти же идеи перекочевали в «The Stillness of the Wind», разве что на этот раз увеличился общий масштаб и интерактивность.

По очевидным причинам, Тальме, как и ее предшественнице, необходимо изо дня в день вести хозяйство. Этому аспекту уделено столько внимания, что по незнанию «The Stillness of the Wind» можно принять за симулятор фермы, в действительности управление хозяйством служит одной цели — оно планомерно взращивает ощущение рутины, напоминающее о мимолетности жизни, особенно на ее закате.

Тальма, или как ее называет в письмах сестра — Ама, немолода, ходит медленно и быстро устает. Но работу не бросает и пытается успеть все: и яйца собрать, и коз подоить, и грядки вскопать… Дел так много, что ночь каждый раз оказывается незваным гостем. При этом главная героиня не является узником собственного участка, она вполне может покинуть его и побродить по близлежащей пустыне.

Как ни странно, дом Тальмы действительно окружает практически выжженная земля. Вокруг не растет ни деревца, даже самой маленькой колючки не сыскать. Так что ветер целыми днями гоняет песок меж валунов и телефонных столбов, напоминающих о далеком прошлом. Зато Тальма может вырастить что-нибудь на своем огороде.

Для этого всего лишь нужно вскопать грядку, закинуть в нее горсть семян и не забывать о поливе. Проще, чем в реальной жизни, однако, почувствовать себя согбенным огородником позволяет. Весь необходимый инструмент разбросан по участку: ведро для молока, тяпка, ружье и палка, перекочевавшая сюда прямиком из «Where The Goats Are». С ее помощью можно рисовать на земле узоры. Нечто подобное было в недавней «Бархатной бензопиле», где один из героев развлекался похожим образом.

Рецензия на игру «The Stillness of the Wind». Deaddinos - изображение

Ведение хозяйства не только в меру увлекательно и обосновано повествованием, но и полезно. Навещающий Тальму торговец всегда готов обменять домашние продукты на что-то стоящее: патроны для ружья или сено. А еще он может привести козла для случки, что позволит расширить хозяйство.

Хотя мир игры очень похож на современный, довольно трудно понять какой идет век и на каком уровне развития находятся технологии. Так, в одном из писем сын сообщает Тальме, что он живет на лунной ферме. В то же время ее сестра из близлежащего города рассказывает о празднике, напоминающем средневековые забавы. А во снах главной героине и вовсе видится мрачный, индустриальный мир. Немного разобраться в мироустройстве помогают присланные книги, которые героиня читает вечерами, но из-за отсутствия в них картинок, полагаться приходится исключительно на собственное воображение.

Рецензия на игру «The Stillness of the Wind». Deaddinos - изображение

Большую часть времени от происходящего веет рутиной, но именно этого Коян Карданес и добивается — на фоне убаюкивающей размеренности нарастающее запустение выглядит крайне убедительно. Первым делом исчезают птицы, затем куры… в письмах радостные вести сменяются тревогой, а потом и вовсе отчаянием. Конец незримо приближается к Тальме, словно учтивый кавалер, желающий скрасить ее одиночество.

Меланхоличному настроению вторит и прекрасный саундтрек. Композиций хоть и немного, но они удачно подчеркивают действо, не перегружая его монотонностью и резкой сменой настроения. Мелодии плавно перетекают изо дня в день и помогают глубже погрузиться в будничную атмосферу. В свою очередь соседство света и тени, переход дня в ночь, погодные явления да и сам посыл истории лелеют ту самую «неподвижность ветра», которая гораздо важнее всего остального.

«The Stillness of the Wind» — игра не для всех. По словам Кояна Карданеса, нет ничего лучше хорошей трагичной истории. И хотя некоторая медлительность способна подпортить общее впечатление, душевность и эмоциональность этой притчи об утрате выгодно выделяет ее на общем фоне. Особенно сегодня, когда высочайший темп жизни и повседневные хлопоты все навязчивее вклиниваются между близкими.

Григорий Павлов
Неопознанный динозавр