Ирландия образца 17-го века была довольно неприветливым и своеобразным местом. Бесконечные междоусобные войны; настырные англичане, что веками пытались подчинить здешние земли, и церковь, возжелавшая обратить рыжебородых католиков в протестантов. Вдобавок к этому со всех сторон подступала цивилизация — закладывались новые города, принимались законы, сулившие блага власть имущим и кандалы беднякам, а связь с прошлым чахла с каждым днем.

В эти подвижные, словно ледяные воды, времена Килкенни, небольшое поселение южнее Дублина, не только получило статус полноценного города, но и на короткий период стало столицей независимой Ирландии. Правда, в 1650-м году английская армия разгромила ирландский парламент и задвинула «выскочку» на задворки истории, а руководивший ею Оливер Кромвель приступил к радикальным реформам по всему острову.

Рецензия на мультфильм «Легенда о волках». Deaddinos - изображение 1

Как раз после поражения взбунтовавшихся католиков в Килкенни прибыл английский охотник с дочерью Робин. С приходом новой власти изменились и порядки — теперь городам следовало расти вширь, поглощая пышные леса, а чумазые горожане должны были этому росту способствовать. Поскольку дикая природа, как и отдельные ирландцы, не желала подчиняться англичанам, для переговоров с ней и выписали охотника.

По мере того, как лес отступал от крепостных стен Килкенни, из его недр все чаще выглядывали озлобленные волчьи морды. Хищники с косматыми шкурами и сверкающими во тьме глазами рвали на части овец, пугали зазевавшихся лесорубов и всячески сопротивлялись напирающей цивилизации, ведь им не было дела ни до религиозных, ни до законотворческих преобразований — лишь бы родная чаща была в сохранности. Так что они мало чем отличались от свободолюбивых ирландцев.

На этом родстве двух непохожих стихий возвышается основной конфликт «Легенды о волках» — нового мультфильма Томма Мура, ранее срежиссировавшего «Тайну Келлс» и «Песнь моря». Англичане, якобы разобравшиеся в хитросплетениях мироздания, вторглись в чужие земли и навязали благую волю тем, кто об этом не просил. А ирландцы беспомощно огрызались, цепляясь за обычаи и ожидая, когда на месте родного леса раскинется тоскливое пепелище.

Прогресс в любые времена требовал жертв, поэтому, рано или поздно, леса бы вырубили, волков отловили, а большинство ирландцев примирилось с английской властью. Но однажды любопытная Робин отправилась вслед за отцом, правда в чаще она повстречала не расставляющего ловушки папу, а Мейв — улыбчивую девочку с огненно-рыжей шевелюрой.

Из пышных волос торчат листья, периодически передвигается на четвереньках, из-за чего ноги и руки вымазаны в грязи, а еще вечно норовит во что-нибудь впиться зубами. Воистину, странноватый ребенок. В отличие от Робин, Мейв пришла в лес не на праздную прогулку, ведь кишащий волками уголок — ее родной дом. А сама она — сноволчица.

От привычных оборотней сноволки отличаются умением залечивать чужие раны, также они не подчиняются луне и могут принимать животный облик, когда заблагорассудится, сохраняя при этом и рассудок, и собственную волю. Так что разрастающийся Килкенни норовил погубить не только тысячи зверей и деревьев, но и разумных существ, которым поклонялись задолго до воцарения христианства. Иными словами — похоронить пышное наследие всей Ирландии под чужими верованиями.

Рецензия на мультфильм «Легенда о волках». Deaddinos - изображение 2

Основной сюжет «Легенды о волках» не блещет оригинальностью — это предсказуемая история со знакомой моралью. Прелесть мультфильма кроется в том, что при пристальном взоре он оказывается куда многослойнее. В нем нашлось место оправданному неповиновению власти, разрушительной длани прогресса, ценности тлеющих традиций и расслоению общества.

Так, одна из сцен могла послужить бездонным источником переживаний, но ее вторичность напрочь бы изменила финальный посыл. Поэтому Томм Мур переиначил знакомую ситуацию и ввел в историю тему жертвенности, на которой зиждется христианство. С одной стороны, это сделано как бы невзначай, с другой — даже столь мимолетный намек меняет суть всех событий.

Рецензия на мультфильм «Легенда о волках». Deaddinos - изображение 3

При всех сценарных удачах, прежде всего, «Легенда о волках» поражает визуальной частью. Каждый кадр полон деталей, многие из которых почти не уловить в динамике — небрежные контуры, имитирующие карандашный рисунок; нагромождение ярких цветов, что прекрасно уживаются вместе, и фактурные мазки акварелью. При этом некоторые кадры намеренно недоработаны и упрощены, и это вовсе не лень, а стилистическое решение.

Несмотря на всю красоту, «Песнь моря» почти не экспериментировала с визуальной составляющей, при этом «Тайна Келлс», напротив, выглядела крайне самобытно. Многие ее сцены были напрочь лишены глубины — герои существовали будто на плоскости, лишенной переднего и заднего планов. Связано это с тем, что Томм Мур и Росс Стюарт вдохновлялись иллюстрациями Келлской книги, написанной ирландскими монахами более тысячи лет назад. В «Легенде о волках» художники не просто вернулись к этому решению, но и сумели его развить.

Излишняя самоуверенность человечества, его бесконечная борьба с собственным отражением, бесполезное самопожертвование и вера в сказки разного толка — хотя «Легенда о волках» касается совсем не детских тем, в ее основе лежит светлая история о дружбе и желании жить своей жизнью, не причиняя вреда окружающим. Как и о том, что не каждого зверя можно приручить, и сложнее всего с теми, что живут в человеческих сердцах.

Юрий Ягупов
Косматый бронтозавр