Высокобюджетная историческая драма, основанная на реальных событиях — это, пожалуй, последнее, чего можно было ожидать от эпатажного режиссера Йоргоса Лантимоса. Действие его прошлых картин разворачивалось в крошечных мирах, которыми правили абсурд и сюрреализм. Оттого в меру обыденная Англия XVIII века выглядит крайне непривычно. Но там, где другие увязли бы в политических распрях, Лантимос развлекается утиными бегами и публичной мастурбацией.
Королева Анна в лице Оливии Колман далека от образа сильной правительницы огромного государства, чьи колонии, а вместе с ними и мощь, ширятся с каждым годом. Пока «под окнами» ее дворца из-за поднятия налогов собираются недовольные, по ту сторону Ла-Манша английские войска ведут бои на французских берегах. Тем не менее Анну это мало заботит, ей интересны лишь бестолковые развлечения и уход за оравой кроликов, заполонивших ее личные покои.
Инфантильное поведение королевы, граничащее с безумием, выглядит до слез комично и при этом обыденно — никто во дворце не удивляется ее желанию устроить гонки на лобстерах или аттракционы с закидыванием голых мужчин мандаринами. Но за подобной эксцентричностью скрывается недюжинная трагичность — из-за потери 17 новорожденных детей и любимого супруга королева Анна Стюарт действительно сошла с ума. Из-за ребяческой трогательности, вызванной прогрессирующим расстройством, побуждения и мотивы героини Колман оказываются настолько чисты, что из всех персонажей «Фаворитки» лишь она достойна доверия.
Вместо душевнобольной королевы политическими делами Англии ведает ее ближайшая подруга и помощница Сара Мальборо, чей образ достался Рейчел Вайз. Сара — полная противоположность Анны. Холодная, расчетливая и манипулятивная герцогиня с легкостью совмещает уход за королевой с важными государственными обязанностями.
Днем она развязывает войны и готовит экономические реформы, а вечерами, когда во дворце утихают страсти, занимается всевозможными болячками главной дамы в стране и самолично утоляет ее сексуальные желания. Патриотические начинания Сары зачастую идут вразрез с гуманистическими идеями Анны, что становится причиной ссор. Однако, благодаря необычным отношениям с нездоровой королевой, советница добивается того, что лишь ее мнение учитывается в важных политических вопросах.
Завершает затейливый треугольник персонажей героиня Эммы Стоун. Молодая Эбигейл из-за превратностей судьбы докатилась до работы проституткой, а к началу фильма и вовсе уткнулась лицом в грязь неподалеку от королевского замка. Девушка слезно умоляет кузину Сару спасти ее от голодной смерти, обеспечив хотя бы самой паршивой работенкой.
Благодаря природному очарованию и душевной доброте, она недолго довольствуется мытьем полов на кухне. Эбигейл легко завоевывает доверие несчастной правительницы и влюбляет в себя весь королевский двор, включая саму Анну, уставшую от холодной и невнимательной Сары. Такое положение дел с одной стороны порождает ревность в душе советницы, а с другой снимает ответственность за состояние королевы с ее плеч. Так начинается путь волевой карьеристки Эбигейл к утраченной роскоши.
Вместо подробного описания Англии XVIII века Йоргос Лантимос полностью сосредоточился на развитии главных героинь. Мужчин здесь почти нет, и выступают они исключительно в роли эпизодических шутов, привносящих в сюжет лишь дополнительную комичность. В том числе благодаря подобной расстановке акцентов Анна, Сара и Эбигейл получились столь объемными и глубокими. Лантимос позаботился о том, чтобы на протяжении всей картины их характеры и мотивы не стояли на месте и приобретали новые оттенки.
В «Фаворитке» нет явно выраженного центрального персонажа, а номинация на «Оскар» Оливии Колман в качестве исполнительницы главной роли довольно условна. Разные отрезки картины выводят на первый план разных персонажей и подают историю через призму их взглядов. Героини вызывают то симпатию и жалость, то гнев, граничащий с ненавистью, но не столько из-за раскрытия их подноготной, сколько за счет смены перспективы и рассказчика.
В предыдущих картинах режиссера события и поступки героев не укладывались в повседневную систему координат, из-за чего они больше походили на замысловатый сон, нежели на связную историю. «Фаворитка», хоть и оказалась крайне нетипичной для Лантимоса картиной, по части ирреальности событий не отстает от предшественниц.
История подчиняется неочевидной логике — уследить, где зарождается кульминация, практически невозможно, как и понять, что она из себя в итоге представляет. Простые и предсказуемые сюжетные повороты напрочь отсутствуют в «Фаворитке», потому происходящее все время держит в напряжении. В этом плане работа Лантимоса выглядит прямой противоположностью одному из своих конкурентов на «Оскаре» — «Зеленой книге», которая во многом пытается понравиться зрителю в ущерб себе.
«Лобстер» и «Убийство священного оленя» отличались визуальной строгостью и ограниченной цветовой гаммой. В «Фаворитке» Лантимос пошел дальше. Отсутствие искусственного света придает королевскому дворцу, днем освещенному огромными окнами, а по вечерам — тусклыми свечами, местами жуткий и меж тем поразительно притягательный вид. К тому же «Фаворитка» — это еще один фильм Лантимоса, заточенный внутри одного дома, правда, на этот раз огромного и усеянного предметами роскоши. В свою очередь скругление границ кадра изрядно усиливает ощущение замкнутости, от чего дворец еще больше походит на пугающий лабиринт.
«Фаворитка» с ее обилием отражающих друг друга персонажей и разными по настрою главами — это смелое, местами жесткое, а иногда неловко смешное кино. По атмосфере оно похоже на «Призрачную нить» Пола Томаса Андерсона, где за трагичной историей любви и предательств скрывалась эксцентричная трагикомедия. «Фаворитка» оказалась необычной картиной не только для самого режиссера и предстоящей церемонии «Оскар», на которой она получила десять номинаций, но и для жанра исторических драм в целом. Тем не менее она ясно продемонстрировала, что Лантимос способен окончательно отойти от успевшей надоесть формулы и броситься в объятия смелых экспериментов.