Ущемление слабых сильными — неотъемлемая часть любого общества. И чем отчетливее разница в средствах, доступных обидчику и жертве, тем досаднее несправедливость. Когда в роли злодея выступает могущественное правительство с мириадами рычагов влияния, а угнетенными становятся «маленькие» люди, эта разница достигает апогея. В подобной ситуации оказались и участники «чикагской семерки», герои судебной драмы Аарона Соркина.

Хотя к 1968-му году конфликт во Вьетнаме бушевал добрый десяток лет, он по-прежнему был далек до завершения. Тысячи американских солдат, заброшенных на другой конец света, увязли в кошмарных и смертельных джунглях без внятных на то причин. Семьи, потерявшие сыновей и друзей в угоду политическим играм, отчаянно голосили о немедленном прекращении распрей, но их крик тонул в демократических разглагольствованиях о вреде коммунизма.

По случаю президентских выборов сразу несколько ярых сторонников пацифизма, не сговариваясь, прибыли в Чикаго, чтобы провести мирный митинг в Линкольн Парке. Безобидные «революционеры», как их позже окрестили в суде, в большинстве своем были студентами и офисными служащими. Словом, простой народ отважился защитить собственные права от грязных лап политиков.

Рецензия на фильм «Суд над чикагской семеркой». Deaddinos - изображение 1

Сам митинг упоминается в «Суде над чикагской семеркой» лишь вскользь. Полицейский произвол, провокации и пара брошенных сгоряча фраз разожгли серию бунтов, а власть имущие, загнанные в угол собственными неудачными решениями, заклеймили эти события попыткой переворота. Восемь человек разной степени вовлеченности были тщательно подобраны системой, чтобы стать «козлами отпущения».

Том Хейден в те времена был простым студентом, взвалившим на свои плечи спасение страны от «волчьего» режима. Дэвид Деллинджер — радикальным пацифистом и примерным семьянином. Эбби Хоффман и Джерри Рубин — улыбчивыми «детьми цветов». К разношерстной компании даже добавили Бобби Сила, одного из основателей «Черных пантер», чтобы у присяжных точно не возникло сомнений в агрессивности «революционеров».

Несмотря на количество действующих лиц, Соркин не позволил им срастись в безликую массу. Чересчур смелый радикализм Эбби Хоффмана он противопоставил максимализму Тома Хейдена, тем самым проведя грань между подсудимыми. «Суд над чикагской семеркой» выливается не только в столкновение человека с законом, но и во вражду разных мнений касательно одного вопроса.

Каждой сюжетной линии хватает пространства, чтобы развернуться на полную и не заплутать в десятке имен. Соркин лавирует между предысториями и сценами из здания суда, избегая дотошных юридических разбирательств и не столь важного митинга. Расставляя героев по разным углам ринга, он создает динамику, которой бы не нашлось места в реальном суде.

Рецензия на фильм «Суд над чикагской семеркой». Deaddinos - изображение 2

Полицейский произвол и насилие над мирными гражданами, пытающимися выразить собственное мнение, — вещь страшная, но куда более пугающей выглядит коррумпированная судебная система. Адвокаты-обвинители и строгий судья выглядят карикатурными злодеями, невыносимыми в своей отъявленной несправедливости к героям. Любое возражение приравнивается ими к неуважению, а безобидные шутки наказываются по всей строгости.

Подобные несправедливости часто всплывают в новостных колонках и по сей день, правда они редко удостаиваются должного внимания. Но в форме фильма бессилие перед испорченным законом вызывает невиданную фрустрацию. Соркин экранизировал иллюстрацию того, сколь легко политическая система может задавить мнение не одного человека, а целых масс, попутно выставив их злодеями.

Рецензия на фильм «Суд над чикагской семеркой». Deaddinos - изображение 3

Невероятное развитие судебного процесса над «семеркой» походит на комедию абсурда, которая могла обжиться лишь на страницах сценария. Время от времени действие прерывается на едкие вставки, в которых Эбби Хоффман рассказывает о событиях 1968-го года на стендап-шоу. И в его раскрепощенной юмореске ситуация, в которой оказались герои, выглядит куда органичнее, нежели в здании чопорного суда.

«Суд над чикагской семеркой» показывает, как люди могут сохранить лицо и мужество даже при столкновении с несгибаемой машиной. Разбирательство длилось месяцами, пресса называла героев бунтарями, а улики фабриковались буквально на лету. Но ни наивное мужество Тома Хейдена, ни легкость, с которой Эбби Хоффман смотрел на беспредел, так и не были задавлены системой.

Рецензия на фильм «Суд над чикагской семеркой». Deaddinos - изображение 4

История чикагской семерки — невероятна и без типичных для кинематографа прикрас. Порой фирменные диалоги Соркина отдают картинностью и излишней выверенностью каждого слова. Если в «живых» конфликтах подобный драматизм кажется неестественным и театральным, то зал суда идеально подходит для трагического спектакля.

История суда над семью простыми гражданами США, отстаивавшими свои права, пугает тем, как гигантская машина власти безнаказанно и легко подминает под себя чужую свободу и личность. Имена невинных людей были втоптаны в грязь, а судьбы многих попросту разрушены, и лишь спустя годы герои смогли вернуться к привычным жизням. Но война во Вьетнаме не заметила ни судебный беспредел, ни жертвы обывателей и продолжалась еще долгие месяцы.

Кирилл Ушаков
Медлительный диплодок